Понедельник, 16 июня, 2025
  • Login
Интернет класс
  • Интернет-урок
    • математика
    • русский язык
      • обучение грамоте
    • литература
    • окружающий мир
      • 1 класс
      • 2 класс
      • 3 класс
      • 4 класс
      • живая природа
      • неживая природа
      • природные зоны
      • времена года
      • анатомия
      • история
    • иностранный язык
  • Творческая мастерская
    • ИЗО
      • 1 класс
      • 2 класс
      • 3 класс
      • 4 класс
    • ТРУД
      • 1 класс
      • 2 класс
      • 3 класс
      • 4 класс
  • Классный час
  • Кабинет психолога
  • Методическая копилка
  • Родительское собрание
No Result
View All Result
No Result
View All Result
Интернет класс
No Result
View All Result
Главная Интернет-урок

Интернет-урок по окружающему миру «Природные зоны. Экосистемы»

Елена Елена
10/03/2022
in Интернет-урок, окружающий мир
37
Интернет-урок по окружающему миру «Природные зоны. Степь»
Интернет-урок окружающего мира «Природные зоны». Мы уже говорили на уроке «Тепловые пояса», что планета Земля разделена на тепловые зоны. И всё из-за того, что Солнце неравномерно распределяет свои лучи на Землю.  В определенном тепловом поясе — определенный климат. А от климата зависит растительный и животный мир. Таким образом, Землю можно разделить на природные зоны, которые тоже имеют форму поясов…

Крупные области со сходными природными условиями, почвой, растительным и животным миром называются природными зонами.

На земле действует закон природной зональности: от полюса к экватору природные зоны сменяют друг друга в определённом порядке.

Каждый живой организм в природе встречается только там, где находит все условия для жизни: тепло, свет, защиту от врагов, пищу и воду. Это его место обитания.

Возможно ли переселить верблюда в арктические пустыни? А жирафа в горы? Можно ли встретить вместе белого медведя и лягушку? …. Конечно, нет. Животные приспособлены только к своему месту обитанию.

Растения и животные не только приспосабливаются к месту обитания, но и к друг другу. Они не могут существовать друг без друга. Таким образом, образуются природные сообщества. СО — «вместе» и ОБЩЕСТВО. Примерами сообществ могут служить лес, пустыня  и даже старый пень, в котором живут свои жители.

Все природные сообщества, то есть совместно обитающие организмы и участок земли, где они чувствуют себя как дома, вместе образуют экологическую систему, или просто экосистему. Экосистема устроена очень мудро: в ней есть всё, что нужно для жизни, и нет ничего лишнего.

Главный секрет экосистемы — пищевые связи, которые объединили различных животных и растений. Дело в том, что в природе организмы одного вида служат пищей для других. Это и есть пищевые связи.

 Рассмотрим примеры пищевых связей:

 

В каждой пищевой связи (цепочке) есть «кормильцы» — это растения, которые снабжают всех обитателей органическими веществами. Они их получают благодаря свету, воздуху, воде, минеральным веществам.

Животных в пищевых цепочках можно называть «едоками». Животные не съедают растения целиком, так что растения вырастают снова. Кроме того, животные помогают растениям: переносят их пыльцу, семена.

Если бы в экосистеме были только кормильцы и едоки, то в ней скопилось бы много мусора: опавшие листья, останки животных и др. Но природа мудра, она придумала «мусорщиков», которые перерабатывают природный мусор и снова превращают его в минеральные веществами, нужные растениям. Мусорщики — это бактерии, грибы, мелкие животные. Благодаря им земля становится почвой.

Почва — это плодородный слой земли.

Получился круговорот веществ:

Итак, нам пора собираться в экспедицию, цель которой изучить природные зоны мира, познакомиться с растительным и животным миром каждой зоны. Собираем рюкзаки и до встречи…

Интернет-урок по окружающему миру «Природные зоны. Арктические и антарктические пустыни»

Интернет-урок окружающего мира «Природные зоны.Тундра»

Интернет-урок по окружающему миру «Природные зоны. Тайга»

Интернет-урок по окружающему миру «Природные зоны. Смешанный лес»

Интернет-урок по окружающему миру «Природные зоны. Степь»

Интернет-урок по окружающему миру «Природные зоны. Пустыня»

Интернет-урок по окружающему миру «Природные зоны. Тропические леса»

Интернет-урок по окружающему миру «Природные зоны. Горы»

А вот природные зоны России…

Задание 1: прочитать описание природных зон, определить, где на карте России они расположены и приклеить на контурную карту, которую можно скачать и распечатать… 

1) Суровость климата (зима очень холодная, суровая, лето – холодное, средняя температура июля около 00С), льды, снег (и зимой, и летом), айсберги, полярная ночь, ураганные ветры, полярное сияние, летом – полярный день.

2) Полярный день и полярная ночь, снежный покров маломощный, но плотный, сильные ветры, короткое прохладное лето, множество озер и болот, нет деревьев (господство мхов, лишайников, кустарничков). Много перелетных птиц летом. Типичные животные лемминги, песцы, северные олени, полярные совы.

3) Эта природная зона занимает самую большую площадь. Средняя температура января достигает до – 400С. Почвы подзолистые. В природной зоне деревья образуют 1 ярус. Мало певчих птиц. Деревья более холодоустойчивы. Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц. Древесина – главное богатство этой зоны. В зоне много болот.

4) Природная зона имеет более разнообразный  растительный состав. Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые лесные. Средняя температура января от – 4 до – 160 С. Эта зона отсутствует в Сибири.

5) Ровная, словно скатерть, расстилается необъятная равнина. Весной появляются растения-эфемеры. Среднегодовая температура от +3 до +10 С. Осадков за год выпадает от 300 до 500 мм. Часты засухи. Реки маловодны. Формируются самые плодородные почвы.

6) Расположена на юго-востоке Русской равнины. Климат континентальный. Осадков выпадает 300 – 200 мм. Лето жаркое. Высокое испарение с поверхности почвы приводит к засолению почв. Почвы каштановые и бурые. Растет на таких почвах полынь и типчак.

Задание 2: Исследуйте отражение природы в фольклоре людей, сделайте выводы…

Тундра

  • Когда оленя берегу, он сбережёт меня в пургу.
  • Оленю лучшая мерка — в дороге проверка.
  • Человека   тундры   распознаешь   по   его   оленям   (по   их упитанности, по отношению к ним хозяина)
  • Ленивый человек похож на оленя, который последним идёт по протоптанной дороге.
  • Обидишь ребёнка, старуху, мать – можешь на всю жизнь захромать.

Лесная зона

  • Человек, рубящий под собой сук
  • Болтуна надо бояться так, как боится олень волка
  • Возле леса жить – голодному не быть
  • Кто всех богаче? Отгадка — лес
  • Кто себя одним когтем поднимает? (Белка)
  • Кто и лесу всех сильнее? Отгадка — муравей

Степь

  • Сажай лес в поле – будет хлеба боле
  • Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык
  • Чем слабее твоя воля, тем труднее доля
  • Донская земля дармоедов не кормит
  • Степь лесу не лучше. В степи простор, в лесу угодье
  • Счастье мужчины – беспредельная степь

Пустыня

  • Красота пустыни – вода, красота воды – лебеди
  • Воды утекут, пески останутся
  • Чем сильнее дождь бывает, тем быстрее иссякает
  • Огонь – беда, вода – беда, а нет хуже беды, как ни огня, ни воды
  • Солнце на нашей родине заставляет кричать даже камни
  • Верблюд – краса пустыни, телега – краса стойбища

Вывод: люди складывают поговорки и пословицы, загадки из окружающего мира. Природа напрямую влияет на фольклор той местности, где проживает данный народ.

Задание 3:

Назовите основные причины разнообразия природных зон в России?
Возьмите зеленые листы. 
Каким природным зонам подходит данные показатели, подпишите их и напротив каждой поставьте кружок: зеленый, если комфортные условия и красный, если дискомфортные условия.

ADVERTISEMENT

Таблица 1

 

Природная зона

t, июля

t, января

К увл.

Комфортные условия

Дискомфортные условия

 

до + 12о

до – 48о

3

   
 

до + 20о

до – 32о

1,3

   
 

до + 24о

до – 16о

1

   
 

до + 28о

до – 8о

0,8

   
 

до + 43о

до – 34о

<0,3

   

 

Вывод: Что является комфортными условиями?
Комфортность климатических условий определяется набором условий, благоприятных для жизнедеятельности человека.
Какая природная зона самая комфортная для проживания людей?

 

Задание 4: По карте плотность населения установите соответствие, какая территория наиболее заселена?

 

Из приведенного списка городов в таблице 2, определите по карте уровень комфортности проживания в них людей с точки зрения природных условий.

Таблица 2

 

Природная зона

Уровень комфортности

Города

Тундра

 

Мурманск

Тайга

 

Якутск

Тайга

 

Санкт-Петербург

Смешанный лес

 

Москва

Степь

 

Ростов-на-Дону

 

Взаимопроверка.

Вывод:

  • В каком уровне комфортности мы с вами живем?
  • В какой природной зоне по уровню комфортности наибольшая численность населения?

Задание 5:

Человек не может обходиться без пищи, поэтому ему необходимо выращивать культурные растения.
Какие требования необходимо учитывать при выращивании различных культурных растений? (Они более требовательны к теплу и свету).
Распределите растения по природным зонам.

Таблица 3

 

Природные зоны

Дикорастущие культуры

Культурные растения

Тундра

   

Тайга

   

Смешанные и широколиственные леса

   

Лесостепь и степь

   

Полупустыни

   

 

Вывод: Определите, какие природные зоны наиболее благоприятны для развития растениеводства? А чем питаются люди в тех природных зонах, где нет благоприятных условий для выращивания различных культур?

Задание 6:

– Что влияет на характер жилищ в разных природных зонах?  (Климатические условия)
– Из какого материала строили дома в прошлом? (из подручных материалов)
– А сейчас, какие требования к строительству?
– Возьмите белые листы. Определите названия жилищ, материалов и современные требования к строительству. И расположить их соответственно в таблице.

Таблица 4

 

Природная зона Название жилища Материалы Требования к строительству в настоящее время
Тундра Чум Шкуры оленя Отопительный сезон круглосуточный, толщина стен достигает 30 см, фундамент зданий на поверхности.
Лесная зона Изба Дерево Отопительный сезон длится 6 месяцев, толщина стен достигает 20 см, фундамент зданий на сваях.
Степь Мазанка Глина, солома Отопительный сезон короткий, толщина стен 10 см, в частных домах предусмотрено строительство веранды и остекление террасы.
Полупустыня Юрта Шкуры верблюда Отопительный сезон короткий, толщина стен 15 см.

 

Вывод: Какие особенности природы необходимо учитывать при строительстве жилья?

В разных природных зонах учитываются климатические условия при строительстве жилья.

  • Продолжительность холодного или морозного периода — длительность отопительного сезона.
  • Чем холоднее, тем более дорогостоящее строительство.
  • Наличие многолетнее мерзлоты – фундамент без свай.
  • Продолжительность полярного дня или ночи – размер оконных рам.
  • Длительность теплых и жарких дней – наличие веранд.

Итак, какова роль природных зон в жизни человека?
Разнообразные природные зоны России  влияют на комфортность жизни людей, насколько она будет заселена, какие культурные растения выращивают, на строительство жилья.

 

 

 

Рекомендую прочитать:

  • Что должен знать ребёнок в начальной школе
  • Тест "Парные согласные"
  • Учимся работать над проектом
  • Интернет-урок по русскому языку "Буквы Е, Ё, Ю, Я"
Tags: интересноеИнтернет-урококружающий мир

Рубрики

  • Видеозал
  • Готовимся к школе
  • Интернет-урок
    • иностранный язык
    • лаборатория
    • литература
    • математика
    • окружающий мир
      • 3 класс
      • анатомия
      • живая природа
      • история
      • неживая природа
    • русский язык
      • обучение грамоте
  • Кабинет психолога
  • Классный час
  • Кружки
  • Методическая копилка
  • Наши новости
  • Перемена и Игры
  • Родительское собрание
  • Творческая мастерская
    • ИЗО
      • 1 класс
      • 2 класс
      • 3 класс
      • 4 класс
    • лето
    • осень
    • ТРУД
      • 1 класс
      • 2 класс
      • 3 класс
      • 4 класс
  • Тесты
  • Товары для детей
  • Учительская
  • Интернет-урок
  • Творческая мастерская
  • Классный час
  • Кабинет психолога
  • Методическая копилка
  • Родительское собрание

© 2023

No Result
View All Result
  • Главная
  • Давайте знакомиться!
  • Написать мне

© 2023

Welcome Back!

Login to your account below

Forgotten Password?

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In