• Login
No Result
View All Result
Интернет-класс
  • Главная
  • Интернет-урок
    • математика
    • русский язык
    • окружающий мир
    • Литература
    • иностранный язык
    • ИЗО
  • Мастерская
  • Классный час
  • Учительская
  • Кабинет психолога
  • Обо мне
  • Написать мне
  • Главная
  • Интернет-урок
    • математика
    • русский язык
    • окружающий мир
    • Литература
    • иностранный язык
    • ИЗО
  • Мастерская
  • Классный час
  • Учительская
  • Кабинет психолога
  • Обо мне
  • Написать мне
No Result
View All Result
Класс
No Result
View All Result
Главная Интернет-урок

Интернет-урок по литературному чтению «М. Лермонтов «Бородино»

Елена by Елена
08/10/2020
in Интернет-урок, литература
0
0
SHARES
0
VIEWS
ПоделитьсяВ WhatsAppПоделиться

Прежде чем обсуждать литературное произведение, изучите историческую справку Интернет-урок по окружающему миру «Отечественная война 1812 года».

Стихотворение «Бородино» Михаил Юрьевич Лермонтов написал в 1837 году, к 25-летней годовщине Отечественной войны 1812 года. В нём отражена безграничная любовь русского народа к своей Родине, самоотверженность, готовность простых людей защищать свою страну.

Перед вами портрет поэта

 

Михаил Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Когда Мише было около трех лет, умерла мама. Его воспитанием занялась бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева. И всё детство его прошло в пензенском имении бабушки, в Тарханах. 

Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией он начал еще в детстве. Первую поэму “Черкесы” он написал в 14 лет.

В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В 1830 году поступает в Московский университет, где проучился два года. Но его манит военная служба, и он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. 

Лермонтов любил и тонко чувствовал музыку, считал, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чувства. Он хорошо играл на скрипке и фортепиано. Легко решал сложные математические задачи, отлично играл в шахматы, был великолепным рассказчиком, владел несколькими иностранными языками. Все давалось ему легко. И все же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом: он мечтал вступить в литературу со стихами, достойными занять место рядом с Пушкиным.  

Природа щедро одарила Лермонтова многими талантами. Он был прекрасным художником. Сохранилось большое количество его картин, посвященных Кавказу.

М.Ю. Лермонтова восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью. Лермонтов погиб на дуэли в 1841 году, когда ему было 27 лет…

Михаил Юрьевич Лермонтов родился, когда Отечественная война 1812 года была окончена. Но с детских лет он слышал рассказы об Отечественной войне и о знаменитом Бородинском  сражении. 

После того, как поэт окончил военную школу, он стал служить  офицером в гвардейском полку. В полку служили солдаты, которым довелось участвовать в Бородинской битве: ведь служба солдатская в те времена продолжалась 25 лет. Воспоминаниями о минувших сражениях бывалые воины охотно делились с новобранцами. Не случайно молодой солдат называет рассказчика «дядей». Это бойцы разных поколений.

 

 

БОРОДИНО

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!

 

Работа с малоизвестными словами в стихотворении…

редут  – квадратное земляное укрепление на поле боя;
мусью – мсьё (франц.) – обращение к французу;
лафет – боевой станок, на котором укрепляется пушка;
кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи. 

мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) — сударь, господин;

картечь — артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;

бивак — стоянка войск под открытым небом;

кивер — высокий военный головной убор из твердой кожи;

булат — оружие из булатной стали — стали особой закалки;

улан, драгун — солдаты конных полков;

басурманы — люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.

 

Анализ стихотворения…

  • Какому историческому событию посвящает Лермонтов своё стихотворение?
  • Стихотворение написано а 1837 году. Сколько лет прошло со дня Бородинской битвы? 
  • Посмотрите, как оформлено начало стихотворения. Что собою представляет стихотворение «Бородино»? 
  • Кто принимает участие в диалоге? (Молодой боец и старый солдат)
  • Прочитаем реплику молодого солдата. Что его волнует и интересует?  (Любознательный молодой солдат старается понять, почему «Москва, спаленная пожаром, французу отдана». Он  хочет еще раз услышать про день Бородина из уст бывалого воина, свидетеля тех грозных и славных событий.)
  • Почему рассказ о великом событии доверен именно рядовому солдату? (Рядовой солдат был в самой гуще военных событий. Он не наблюдал со стороны за ходом битвы, а сам отважно сражался с французами. Он  ничего не выдумывает, не приукрашивает события – он рассказывает настоящую правду.)
  • Как старый солдат называет воинов? Что говорит  об их судьбе? («Богатыри… Плохая им досталась доля: не многие вернулись с поля…»)
  • Почему, рассказывая о своих товарищах, солдат нигде не называет их по именам? (Боевых товарищей было много. Все одинаково храбро сражались за Родину. Именно безымянные герои Бородина завоевали победу. Солдат-рассказчик говорит не от собственного имени, а от имени друзей-однополчан. Неважно, как их звали, важно – как они сражались.)
  • Почему старые воины-старики ворчали перед боем? Чем они были недовольны? (Воины – люди отважные и самоотверженные – рвались в бой за родину. «Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!»)
  • Как вели себя французы? (Французы были уверены в своей победе, но их радость оказалась преждевременной: Россия не покорилась Наполеону и его захватнической армии.)
  • Чем занимались перед боем русские солдаты? (Русские солдаты молча, даже как-то торжественно готовились к предстоящему сражению. Наступал грозный и решительный час. Ожидая его, русский лагерь затих, готовя все силы для схватки с врагом.)
  • Кого вспоминает старый солдат? Опишите полковника своими словами. (Смелый, мужественный, преданный царю и отечеству солдат, героически погиб («сражен булатом»), защищая родину.)
  • Какое напутствие  дал полковник перед боем своим солдатам, и что они обещали? (И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.)
  • Прочитайте описание сражения. Что вы видите во время боя?  (Французы двинулись, как тучи… Уланы, драгуны  промелькнули… Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел… Ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел… Земля тряслась… Смешались в кучу кони, люди…)
  • Что вы слышите во время боя? (Звучал булат, картечь визжала… И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой…)
  • Какое настроение в русской армии?  Что делают французы? (Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны И отступили бусурманы –  Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать.)
  • Можно ли сказать, что рассказчик и сам был богатырём, могучим, лихим  человеком? (Старый солдат сам был участником Бородинской битвы, он никогда не говорит «я», но всегда говорит «мы». Он – часть солдатской массы, защищавшей Россию от Наполеона.)
  • Для чего старый солдат так подробно описывает бой молодому солдату? (Ветеран войны, вынесший суровые испытания великой битвы, хочет показать, как в его время любили и защищали родину. Этот рассказ старика звучит как завещание молодым солдатам и нам с вами любить Родину и не жалеть жизни за свободу своего Отечества.)
  • Чему учит стихотворение? (Быть патриотами, помнить историю России, извлекать уроки из исторического прошлого Родины).
  • Подумайте, можно ли сказать, что Лермонтов создал стихотворение – поэтический памятник русскому воинству?

Какие качества русского солдата вы можете назвать? Прочитайте строки из текста.
а) патриотизм, готовность сложить голову за Родину на поле брани:
«Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);
б) решительность: «Не смеют, что ли, командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?» (3 строфа);
в) мужество: «Вам не видать таких сражений» (11 строфа);
г) воинское братство, гордость: «Умрём же под Москвой
Как наши братья умирали» (9 строфа)
«наш рукопашный бой!» (12 строфа)

Проследите логику развития сюжета баллады.

    — Экспозиция: «Мы долго молча отступали…»

    — Завязка: «И вот нашли большое поле…»

    — Кульминация: «Ну ж был денёк!»

    — Развязка: «Вот затрещали барабаны…»

В своём стихотворении М.Ю.Лермонтов использует различные средства художественной выразительности для создания художественной картины жизни, речь Лермонтова богата сравнениями, метафорами. Выпишите их.

  1. Французы двинулись, как тучи …
    Земля тряслась, как наши груди …
    Носились знамена, как тени…)

— С помощью какого литературного приема автору удалось показать поле боя?(Сравнение)

Огонь блестел….
Звучал булат, картечь визжала, 
Рука бойцов колоть устала.
И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел…

Исследовательская работа с текстом. Посчитать сколько сущ. И.п и сколько глаголов…

  • Какая часть речи доминирует в этом эпизоде? (Глагол)
  • С какой целью использует глаголы автор? (Обилие глаголов помогает показать стремительность боя, жестокость кровавой сечи, храбрость солдат).

Рефлексия

— Почему нас сегодня волнуют чувства людей, живших почти 200 лет назад?(Потому что автор говорит нам о вещах, которые никогда не перестанут волновать человека: о любви к родине, о чувстве товарищества, о верности долгу, об ответственности каждого за судьбу своих потомков. Пока мы будем стремиться быть похожими на героев Бородина, наш народ непобедим )

Нас и сегодня волнует стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг «недаром помнит” и будет помнить «вся Россия”.

Это стихотворение можно считать гимном родной стране и ее великому народу!

Д\З: Подготовить выразительное чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» ИЛИ отрывок наизусть.

 

Рекомендую прочитать:

  • Интересно...Великие люди, изменившие мир
  • 77 эффективных образовательных приёмов
  • Интернет-урок по литературному чтению «А.С. Пушкин и его сказки"
  • Квест "Путешествие по янтарному краю"
Tags: Интернет-урокчтение
Previous Post

Творческая мастерская «Комиксы»

Next Post

Наш проект «Ведь были ж схватки боевые…»

Елена

Елена

Next Post

Наш проект "Ведь были ж схватки боевые..."

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

Рубрики

  • Видеозал
  • Готовимся к школе
  • Интернет-урок
    • ИЗО
    • иностранный язык
    • лаборатория
    • литература
    • математика
    • окружающий мир
    • русский язык
      • обучение грамоте
  • Кабинет психолога
  • Классный час
  • Кружки
  • Методическая копилка
  • Наши новости
  • Перемена и Игры
  • Родительское собрание
  • Творческая мастерская
  • Тесты
  • Товары для детей
  • Учительская

КЛАССные посты

  • Обучение грамоте «Звуки [в], [в`] и буква В»

    Обучение грамоте «Звуки [в], [в`] и буква В»

    3 shares
    Share 0 Tweet 0
  • Олимпиада по математике (4 класс)

    2 shares
    Share 0 Tweet 0

We bring you the best

Разделы

  • Видеозал
  • Готовимся к школе
  • ИЗО
  • иностранный язык
  • Интернет-урок
  • Кабинет психолога
  • Классный час
  • Кружки
  • лаборатория
  • литература
  • математика
  • Методическая копилка
  • Наши новости
  • обучение грамоте
  • окружающий мир
  • Перемена и Игры
  • Родительское собрание
  • русский язык
  • Творческая мастерская
  • Тесты
  • Товары для детей
  • Учительская

Соцсети

  • About
  • Shop
  • Forum
  • Contact

Copyright © 2012 - 2021, Класс39. Калининград.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Интернет-урок
    • математика
    • русский язык
    • окружающий мир
    • Литература
    • иностранный язык
    • ИЗО
  • Мастерская
  • Классный час
  • Учительская
  • Кабинет психолога
  • Обо мне
  • Написать мне

Copyright © 2012 - 2021, Класс39. Калининград.

Welcome Back!

Login to your account below

Forgotten Password?

Create New Account!

Fill the forms below to register

All fields are required. Log In

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In