Среда, 9 июля, 2025
  • Login
Интернет класс
  • Интернет-урок
    • математика
    • русский язык
      • обучение грамоте
    • литература
    • окружающий мир
      • 1 класс
      • 2 класс
      • 3 класс
      • 4 класс
      • живая природа
      • неживая природа
      • природные зоны
      • времена года
      • анатомия
      • история
    • иностранный язык
  • Творческая мастерская
    • ИЗО
      • 1 класс
      • 2 класс
      • 3 класс
      • 4 класс
    • ТРУД
      • 1 класс
      • 2 класс
      • 3 класс
      • 4 класс
  • Классный час
  • Кабинет психолога
  • Методическая копилка
  • Родительское собрание
No Result
View All Result
No Result
View All Result
Интернет класс
No Result
View All Result
Главная Интернет-урок

Окружающий мир «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе»

Елена Елена
08/07/2025
in Интернет-урок, окружающий мир
0
Окружающий мир «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе»

На нашем Интернет-уроке по окружающему миру мы узнаем всё о воде, совершим удивительное путешествие капли воды…

Посмотрите, какого цвета на нашей планете Земля больше? …. Верно, голубого. Больше 70% поверхности земного шара покрыто водами Мирового океана.

Реки, моря, океаны – это вода, источник жизни. Есть организмы, которые могут жить без кислорода, а вот без воды не может жить никто.

Вы заметили из иллюстрации, что из огромного количества воды на планете 98% приходится на соленую воду, которая не пригодна для нужд человека, и только 2 % всей воды – вода пресная! Запасы пресной воды на Земле находятся в виде ледников (79%), подземных вод (20%) и 1% приходится на воду рек, озер, атмосферную влагу.

Для многих организмов вода — это дом. Одни из них живут в пресных водоёмах, других-в пресных.

Вода входит в состав любого организма. Вода содержится во всех частях растений. А сколько сока в плодах? А арбузе, в персиках, апельсине. Сок — это вода с растворёнными в ней веществами.

В телах животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека.

Чтобы узнать, сколько воды в твоём организме, нужно массу разделить на 3 и умножить на 2.

А вы знаете, что…

Вы уже знаете, что без воды жизнь невозможна.

Вода – самое удивительное вещество на Земле. Водная стихия – прекрасная, неповторимая стихия. Много произведений искусства посвящено воде. Давайте познакомимся с некоторыми картинами. 

Кстати, марина (фр. marine, итал. marina, от лат. marinus — морской) — жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид.

И.К. Айвазовский «девятый вал»
И.К. Айвазовский «Солнечный день»
И.К. Айвазовский «Рыбаки на берегу моря «
И. Левитан «Свежий ветер. Волга»

Что такое вода?

Для сравнения молекула сахара….

Свойства воды

Исследуем свойства воды… Нам понадобятся: стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски.

Исследование 1. 
Возьмите два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет).

Вывод: вода ПРОЗРАЧНАЯ, а молоко нет.

Подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?

Исследование 2. У воды нет вкуса.
Попробуйте на вкус воду, сок или молоко. Есть ли у воды вкус? (Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)

Вывод. У ВОДЫ НЕТ ВКУСА.

Исследование 3.
Понюхайте воду и скажите, чем она пахнет или совсем не пахнет. Для сравнения попробуйте понюхать воду, в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн).
Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Вывод. У ВОДЫ НЕТ ЗАПАХА.

Исследование 4. 
Возьмите кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики. Понаблюдайте, что происходит с ними в тёплом помещении.
Ещё возьмите один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдайте, какой из них растает быстрее: большой или маленький.

Вывод: лёд, снег – это тоже вода.

Исследование 5.
Взять термос с кипятком или чайник с кипящей водой (электрический). Откройте крышку. Вы видите пар. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды.

Вывод. ПАР — это тоже ВОДА.

Исследование 6.
Возьмите два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Аккуратно перелейте воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: ВОДА ЖИДКАЯ, она может течь, её называют жидкостью.

Под действием силы  тяжести она всегда стекает в сторону понижения воды. Течение воды – большая сила. Люди используют её для работы водяного колеса. Вода вращает колесо, а колесо – жернова, которые перетирают зерно в муку. Так устроена водяная мельница.

f_4d4d38caa5232

Похожее устройство имеет современная гидроэлектростанция. В ней колесо – турбина – вращает специальную машину, вырабатывающую электрический ток.

fos-du-iguasu-ges

Исследование 7. 

Перед вами по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?

На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы. если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать).

Теперь размешайте акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).

Можно растворить соль и кусочки мела.

Где в жизни человек использует свойство растворимости воды?…..  Верно, мы может приготовить лимонад, компот, сделать чай сладким, а суп соленым. Стиральный порошок растворяется в воде.

Вывод. ВОДА ХОРОШИЙ РАСТВОРИТЕЛЬ.

 Исследование 8. Лёд легче воды 

Скажите, что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится?

Проверим на опыте: опустим кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт.

Вывод. ЛЁД ЛЕГЧЕ ВОДЫ.

Исследование 9. 
Перед вами стаканчики с водой разной температуры. Попробуйте аккуратно пальчиком или с помощью термометра, в каком стаканчике вода  холодная, а в каком горячая.

А как можно получить тёплую воду?
Можно продолжить предыдущий опыт(№8), сравнив температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?

Вывод. ВОДА бывает ТЁПЛОЙ, ХОЛОДНОЙ, ГОРЯЧЕЙ.

А вы знаете, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной.

Если бы вы были рыбами, какую воду бы выбрали – тёплую или холодную? Как вы думаете, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных?

Действительно, в холодных морях, реках живёт меньше разных животных.

Кстати, в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар.

5


Исследование 10. 
Рассмотрите кубик льда (вспомните, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?

Налейте воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей.

Вывод: ЖИДКАЯ вода НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ.

Ещё одно свойство воды: ВОДА ПРИ НАГРЕВАНИИ РАСШИРЯЕСЯ, ПРИ ОХЛАЖДЕНИИ — СЖИМАЕТСЯ.  

Теперь вы сможете ответить на вопрос: что заставляет крышку кастрюли греметь и подпрыгивать, когда она стоит на огне? Почему бутылка с водой при замораживании лопается?

Важно отметить, что вода обладает аномальным свойством: при охлаждении ниже 4 градусов она начинает РАСШИРЯТЬСЯ (!?). Это означает, что максимальной плотности вода достигает при температуре +4. Благодаря этому свойству, лёд плавает на поверхности воды.

Благодаря этому свойству были придуманы паровые машины.

5483878_original

Проведём опыты. Опустим в стакан с водой кусок дерева (он не тонет); опустим в стакан с водой камень (он тонет); опустим  в стакан с водой железный ключ (он тонет).

Тогда возникает вопрос, а почему не тонет корабль, корпус которого сделан из железа?

Древнегреческий учёный Архимед на основе свойств воды открыл два интереснейших закона, которые помогут понять, как это происходит.

Итак, существует выталкивающая сила. Она направлена вверх и равна весу вытеснения воды. Подводная часть корабля заполнена воздухом, который вытесняет очень большой объём воды и очень мало весит. Вот почему плавает корабль, корпус которого сделан даже из железа. Но если в его корпусе появится пробоина, то трюм заполняется водой, и корабль пойдёт ко дну.

А как работают фонтаны? и как вода по водопроводу поднимается на пятый этаж?

Архимедом было замечено ещё одно свойство: если две лужи соединить канавкой, вода потечёт туда, где её уровень ниже. Если соединить два любых сосуда, то в них установится одинаковый уровень жидкости. Это свойство было названо — законом сообщающихся сосудов.

1002_82

По закону сообщающихся сосудов устроены водопроводные трубы в наших квартирах, работают фонтаны. На фото фонтан «Дружба народов» г. Москва

Россия. Москва. Фонтан «Дружба народов» на территории ВДНХ. Михаил Грушин/ТАСС

Ещё больше занимательных опытов здесь Занимательные эксперименты для детей «Вода ИЛИ Законы Архимеда.

Три состояния воды

Вода в природе существует в твердом, жидком и газообразном состоянии. Это единственное вещество, которое мы можем наблюдать в трех состояниях.

При переходе из жидкого состояния в твердое другие вещества сжимаются, так как уменьшается расстояние между молекулами; вода же ведет себя совсем наоборот.

Вода при замерзании теряет плотность и поднимается на поверхность вместо того, чтобы идти на дно. Слой льда, который образовался, не даёт проникнуть холодному воздуху. В результате вода подо льдом получает возможность сохранять тепло и не превращаться в лед. Поэтому даже если температура воздуха достигла отметки — 50 градусов по Цельсию, подо льдом все равно всегда около нуля. И жизнь продолжается!

А вы знаете, что если воду охладить до 0 °C, она замерзнет и станет твердым телом, которое называют льдом. Если ее нагреть до +100 °C, она закипит и исчезнет в воздухе, превратившись в газ, называемый водяным паром.

В природе вода постоянно испаряется с поверхностей морей, океанов, рек, почвы. Поэтому в воздухе всегда невидимый водяной пар.

Что такое облака… Почему идёт дождь..

Круговорот воды в природе

Л.Н. Толстой.

Куда девается вода из моря?

Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?

Вопрос: Куда исчезает вода из моря? Отчего вода не течет через край?

Все живое постоянно нуждается в чистой воде. А результатом большинства реакций становится вода грязная. Откуда же природа поставляет нескончаемые запасы чистой воды? Для этого и существует круговорот воды в природе. Вода, как известно, испаряется с поверхности водоемов практически в любую погоду. Но летом, в жару, этот процесс идет значительно быстрее и интенсивнее.

Попробуйте составить самостоятельно схему….

Этот бесконечный круговорот позволяет нам обходиться мировыми запасами воды.

ADVERTISEMENT

И еще о круговороте воды ЗДЕСЬ

Если пофантазировать немного, то мы с вами пьем ту же воду, которую пили воины Александра Македонского и купаемся в тех же водах, в которых плескались бронтозавры и плавали ихтиозавры Юрского периода. Просто за миллионы лет вода эта миллионы раз проделала путь по тому самому кругу, который мы и называем Круговорот воды в Природе.

А вы знаете секреты воды….

БЕРЕГИТЕ ВОДУ!

Мы понимаем, что вода природе очень нужна, а значит, её нужно беречь!

Казалось бы, воды на Земле очень много, но в океанах и морях вода солёная, а пресной воды на планете не так уж много.

Человеку для нужд необходимо 20-50 литров в день. А для производства питания гораздо больше. Например, для производства 1 тонны пшеницы нужно 1500 тонн воды.

Мало того, при загрязнении воды гибнет всё живое.

ВНИМАНИЕ! Никогда НЕ пейте воду из рек, озёр. В неё могут быть вредные вещества и болезнетворные бактерии.

Чтобы очищать сточные воды, строят очистные сооружения. В них загрязнённая вода проходят через различные фильтры. Они задерживают вредные примеси, а чистую воду пропускают дальше. Интересно, что в некоторых очистных сооружениях помогают очищать воду бактерии, которые обезвреживают ядовитые вредные вещества.

Не расходуйте воду напрасно!

Экономить воду помогают приборы учёта потребления — водосчётчики. Их устанавливают в квартирах и домах. В соответствии с показаниями начисляется плата за воду. Поэтому тот, кто расходует воду неэкономно, платит больше.

Подумайте, как можно экономить и беречь воду дома.

Экспериментируем  в водой Занимательные эксперименты для детей «Вода ИЛИ Законы Архимеда»

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

  1. Какое свойство воды указано неверно:

а) прозрачна; б) бесцветна; в) не имеет запаха г) солёная на вкус

2. Что происходит с водой при охлаждении:

а) ничего; б) расширяется; в) сжимается; г) мутнеет

3. Почему чай становится сладким, если добавить туда сахар?

а)вода прозрачная; б)сахар растворяется в воде; в) вода не имеет запаха; г) вода при нагревании расширяется

4. Какое вещество не растворяется в воде?

а) сахар б) соль в) глина г) уксус

5. Определи цвет воды.

а) бесцветная; б) голубая; в) белая; г) синяя

6. Найди неверное высказывание.

а) Вода растворяет многие вещества; б) вода имеет запах; в) при охлаждении вода сжимается; г) вода прозрачная.

7. Отметь животное, для которого вода — дом.

а) воробей; б) муравей; в) дельфин; г) белка

8. Что происходит с водой при нагревании?

а) ничего не происходит; б) вода расширяется; в) вода сжимается; г) мутнеет

Рекомендую прочитать:

  • Интернет-урок "Растения. Что общего у разных растений?"
  • Математическая мастерская "Головоломка"_ Логические задачи
  • Окружающий мир "Космос: Вселенная. Галактика. Звёзды"
  • Интернет-урок "Водные богатства. Водоёмы"
Tags: интересноеИнтернет-урококружающий мир

Рубрики

  • Видеозал
  • Готовимся к школе
  • Интернет-урок
    • иностранный язык
    • лаборатория
    • литература
    • математика
    • окружающий мир
      • 1 класс
      • 2 класс
      • 3 класс
      • 4 класс
      • анатомия
      • живая природа
      • история
      • неживая природа
    • русский язык
      • обучение грамоте
  • Кабинет психолога
  • Классный час
  • Кружки
  • Методическая копилка
  • Наши новости
  • Перемена и Игры
  • Родительское собрание
  • Творческая мастерская
    • ИЗО
      • 1 класс
      • 2 класс
      • 3 класс
      • 4 класс
    • лето
    • осень
    • ТРУД
      • 1 класс
      • 2 класс
      • 3 класс
      • 4 класс
  • Тесты
  • Товары для детей
  • Учительская
  • Интернет-урок
  • Творческая мастерская
  • Классный час
  • Кабинет психолога
  • Методическая копилка
  • Родительское собрание

© 2023

No Result
View All Result
  • Главная
  • Давайте знакомиться!
  • Написать мне

© 2023

Welcome Back!

Login to your account below

Forgotten Password?

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In