• Login
No Result
View All Result
Интернет-класс
  • Главная
  • Интернет-урок
    • математика
    • русский язык
    • окружающий мир
    • литература
    • иностранный язык
    • ИЗО
  • Мастерская
  • Классный час
  • Учительская
  • Кабинет психолога
  • Обо мне
  • Написать мне
  • Главная
  • Интернет-урок
    • математика
    • русский язык
    • окружающий мир
    • литература
    • иностранный язык
    • ИЗО
  • Мастерская
  • Классный час
  • Учительская
  • Кабинет психолога
  • Обо мне
  • Написать мне
No Result
View All Result
Класс
No Result
View All Result
Главная Интернет-урок

Интернет-урок по русскому языку «Простое и сложное предложение»

Елена by Елена
28/10/2020
in Интернет-урок, русский язык, Тесты
0
Интернет-урок по русскому языку «Безударные гласные в корне слова»
0
SHARES
0
VIEWS
ПоделитьсяВ WhatsAppПоделиться

Сравните предложения:

В тумане падают листья.
Скоро осень проснется и заплачет спросонья.
Дождик сразу перестал, в клетке чиж защебетал.

Какие особенности этих предложений? Если затрудняетесь с ответом, сделайте схемы этих предложений.

Итак…

Первое предложение имеет одну грамматическую основу — листья падают. Это простое предложение.

Второе предложение тоже имеет одну основу, но с перечислением, однородными членами предложением — осень проснется и заплачет. Это простое предложение с однородными членами предложения.

Третье предложение имеет ДВЕ основы — дождик перестал и чиж защебетал. Два предложения в одном! Это сложное предложение.

Подробнее обо всё по порядку. Что мы знаем о простом предложении?

Предложение —  это предложение с одной грамматической основой. Основу предложения составляют подлежащее и сказуемое.

Предложения, которое имеет только главные члены в своем составе называется нераспространенное. Например, Корабль плывёт. Мальчик пишет. Девочка читает. Вечереет. Наступила зима. Мне весело.

Сложное предложение — это предложение, у которого две или более грамматические основы, связанных по смыслу и интонационно.

ВАЖНО!

  1. В сложном предложении выражаются несколько мыслей, в нём несколько грамматических основ;
  2. Простые предложения могут связываться в сложном: а) без союзов; б) при помощи союзов.
  3. Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая.

Я сижу за столом.

У этого предложения одна грамматическая основа я сижу, поэтому это простое предложение.

Я сижу за столом, читаю Твиттер и пытаюсь готовиться к контрольному тесту.
У этого предложения одна грамматическая основа я сижу, читаю (и) пытаюсь готовиться, поэтому это простое предложение. Предложение с однородными членами предложениями — однородными сказуемыми.

Я сижу в своем саду, горит светильник. (И. Бродский)

В этом предложении две грамматические основы: я сижу и горит светильник, — поэтому это сложное предложение.

Я знаю, что я ничего не знаю. (Это изречение приписывается Сократу.)

В этом предложении две грамматические основы: я знаю и я не знаю, — поэтому это сложное предложение.

Все сложные предложения делятся на два основных типа: бессоюзные и союзные. 

Союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.

В сложносочиненных предложениях простые предложения соединяются сочинительными союзами и, а, но, или, то … то и др.

В сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются подчинительными союзами что, чтобы, как, если, так как, хотя и др. и союзными словами который, чей, где, куда и др., которые выражают различные значения зависимости: причину, следствие, цель, условие и т. д.

В составе сложноподчиненного предложения выделяются главное и придаточное предложения.

Например:

1) Над озером кружили чайки, два-три баркаса виднелись вдалеке.

[   ], [   ]. – бессоюзное сложное предложение (БСП).

2) Водитель захлопнул дверцу, и машина умчалась.

[   ], и [   ]. – сложносочиненное предложение (ССП).

3) Я знал, что утром мать пойдет в поле жать рожь.

[   ], (что …). – сложноподчиненное предложение (СПП).

 

Упражнения на закрепление темы (можно выполнить устно)…

1. Угадай « Какое предложение?»

  • Река была тогда пуста и жизнь сохранялась только в лесу. (Д.Мамин-Сибиряк)
  • Утром звезды удаляются потому что по небу движется солнце. (Л.Н.Толстой)
  • Работу кончил серп на нивах золотых и покраснел уже вдали ковер лугов. (А.Кольцов)
  • Когда он вышел на улицу луна скрылась за облаками.(А.Н.Толстой)

2. Выдели основы предложений, расставь знаки препинания. Отметь сложное предложение значком Х

  • Гнездо свое соболь устраивает в дуплах пнях под корнями деревьев.
  • Вода выступает из берегов и бежит на окрестные луга.
  • Горные речки ревут ворчат ныряют с порогов а потом трутся о скалы.
  • Привез отец муку домой и мать из неё замесила лепешки.

3. Составь схемы для каждого предложения. 

  • Морозная пудра пухом повисает на суках, колючках и крышах.
  • Мы обламываем льдинки, а они оставляют на пальцах запах снега.
  • Федька узнал о поездке в Москву, и его охватило радостное чувство.

Ответы: [ O, O И O], [ ], А [ ], [ ], И [ ].

4. Укажи предложения, в которых есть пунктуационные ошибки.

  • Земля млела под ярким солнцем и клубилась голубоватым паром.
  • Ветер раздвигал облака , и туманы растворялись в бирюзовой дымке.
  • Придет солнечное утро и весь лес оденется крупными каплями росы.
  • Лучи солнца падают снопами, и сверкают всеми огнями.
  • Соболь отлично лазает по деревьям но охотится на земле.
  • Бабушка сварила уху, а семья принялась уху нахваливать.

5. Выдели основы предложений. Расставь знаки препинания. Составь схемы предложений.

  • Порывы резкого ветра срывали листву и гнали по лесу.
  • Ученые стали разводить соболя в питомниках и выпускать на волю.
  • Солнце обнимет лучами хвойный лес раскроет своим теплом еловые шишки.
  • Кое-где стали раздаваться живые звуки шумы голос´а.
  • Заберется мишка на черемуху наломает ветвей и сбрасывает с них ягоды.
  • Забирается соловей в густые заросли начинает петь и волшебные звуки его наполняют воздух.

6. 

7. Вставьте недостающие знаки препинания.

  • Ночью месяц сверкает и всё освещает.
  • Осенью звёзды светят ярко но холодно.
  • Дети собрали букеты из лимонных и красных и оранжевых листьев.
  • Белка наелась оглянулась и исчезла.
  • Раздался удар грома и полил дождь.

8. Выбери правильный ответ. Предложение не может существовать:

  • без второстепенных членов;
  • без однородных членов;
  • без грамматической основы.

9. Сколько грамматических основ  в каждом предложении?

  • С озера улетели утки, и берега опустели. 
  • Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.   
  • На траве, на былинках и на соломинках блестели лёгкие нити паутин.

10. Какие из следующих утверждений верны?

  • В каждой части сложного предложения есть грамматическая основа.
  • Части сложного предложения связаны по смыслу, при помощи интонации и союзов.
  • Запятая ставится после союза соединяющего части сложного предложения.
  • Части сложного предложения разделяются запятой.

11. Определите вид предложения (знаки препинания не расставлены):

               Дул легкий ветерок и перепадал снежок.

  1. Простое
  2. Простое с однородными членами
  3. Сложное

12. Найдите среди данных предложений сложные (знаки препинания не расставлены):

1)  Утенок узнал этих прекрасных птиц и его охватила какая-то непонятная  грусть.      («Гадкий утенок»)

2)  Всем нашлась возле шара работа  а Незнайка только ходил вокруг да посвистывал. («Приключения Незнайки и его друзей»)

3) Шар налетел на что-то твердое и лопнул с оглушительным треском.  («Приключения Незнайки и его друзей»)

4)   Незнайка уже начал пускать пузыри но к нему подоспел Знайка. («Приключения Незнайки и его друзей»)

13. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

  • Я беру лодку, и иду к реке.
  • Ветер срывал листья с деревьев, и дорожки сада усыпал разноцветным  ковром.
  • Я поднял глаза и увидел белку.
  • С реки мы вернулись к ужину а туристы заночевали в палатках в лесу.

14. Прочитайте шуточные стихотворения, расставьте запятые

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном горит

Чей-то дом хвостом виляет

Пёсик из ружья стреляет

Мальчик чуть не слопал мышку

Кот в очках читает книжку

Старый дед влетел в окно

Воробей схватил зерно

Да как крикнет,

Улетая:

«Вот что значит запятая!»

_________________________________________________________

Кисель там варят из резины

Там шины делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог готовят из песка

Стекло там варят из бетона

Плотины строят из картона

Обложки там из чугуна

Там варят сталь из полотна

Кроят рубахи из пластмассы

Посуду делают из мяса

Котлеты стряпают из сажи

Там ваксу делают из пряжи

Прядут там нитки из сукна

Костюмы шьют из толокна…

15.  Сравни китайские и русские пословицы. Определи, простыми или сложными являются выделенные предложения

Китайские пословицы

  1. Торопливым людям не хватает мудрости.
  2. Лекарь лекаря не порочит.
  3. Хочешь узнать человека — узнай, кто его друзья .
  4. Слабого обижает, а сильного боится.
  5. Написанное на бумаге и боги не сотрут.
  6. Зонт готовь, когда ясная погода.
  7. Двумя руками трудно схватить двух угрей.
  8. Где нет деревьев, и полынь считается деревом.

Русские пословицы

  1. На безрыбье и рак рыба.
  2. Поспешишь — людей насмешишь.
  3. Молодец против овец, а против молодца сам овца.
  4. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
  5. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
  6. Что написано пером — не вырубишь топором.
  7. Готовь сани летом, а телегу зимой.

УДАЧИ!

Рекомендую прочитать:

  • 77 эффективных образовательных приёмов
  • Наши достижения, наши ТАЛАНТЫ!
  • Что должен знать ребёнок в 1 классе
  • Интернет-урок по русскому языку "Жи-ши,ча-ща, чу-щу"
Tags: Интернет-урокрусский языктест
Previous Post

Интернет-урок по русскому языку «Местоимение»

Next Post

Образование заграницей: тонкости и нюансы

Елена

Елена

Next Post
Образование заграницей: тонкости и нюансы

Образование заграницей: тонкости и нюансы

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

Рубрики

  • Видеозал
  • Готовимся к школе
  • Интернет-урок
    • ИЗО
    • иностранный язык
    • лаборатория
    • литература
    • математика
    • окружающий мир
      • анатомия
      • живая природа
      • история
      • неживая природа
    • русский язык
      • обучение грамоте
  • Кабинет психолога
  • Классный час
  • Кружки
  • Методическая копилка
  • Наши новости
  • Перемена и Игры
  • Родительское собрание
  • Творческая мастерская
  • Тесты
  • Товары для детей
  • Учительская

КЛАССные посты

  • КЛАССные презентации

    Математическая мастерская. Логические задачи

    0 shares
    Share 0 Tweet 0
  • Обучение грамоте «Звуки [в], [в`] и буква В»

    9 shares
    Share 0 Tweet 0
  • Олимпиада по математике (4 класс)

    6 shares
    Share 0 Tweet 0
  • Решаем задачи по математике (1 класс)

    0 shares
    Share 0 Tweet 0

We bring you the best

Разделы

  • анатомия
  • Видеозал
  • Готовимся к школе
  • живая природа
  • ИЗО
  • иностранный язык
  • Интернет-урок
  • история
  • Кабинет психолога
  • Классный час
  • Кружки
  • лаборатория
  • литература
  • математика
  • Методическая копилка
  • Наши новости
  • неживая природа
  • обучение грамоте
  • окружающий мир
  • Перемена и Игры
  • Родительское собрание
  • русский язык
  • Творческая мастерская
  • Тесты
  • Товары для детей
  • Учительская

Соцсети

  • About
  • Shop
  • Forum
  • Contact

Copyright © 2012 - 2021, Класс39. Калининград.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Интернет-урок
    • математика
    • русский язык
    • окружающий мир
    • литература
    • иностранный язык
    • ИЗО
  • Мастерская
  • Классный час
  • Учительская
  • Кабинет психолога
  • Обо мне
  • Написать мне

Copyright © 2012 - 2021, Класс39. Калининград.

Welcome Back!

Login to your account below

Forgotten Password?

Create New Account!

Fill the forms below to register

All fields are required. Log In

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In