Панель
»
S
I
D
E
B
A
R
«
Занятия с репетитором по русскому языку.41-45
27 мая 2013 Елена Владимировна

137879Продолжаем занятия по русскому языку…

Занятие 41

 Окончания имён прилагательных проверяйте по окончаниям вопросов к ним.

Запомните связь между окончаниями имён прилагательных женского рода и окончаниями вопросов к ним. Им.п. есть какая? (-ая, -яя)            молодая            синяя   Р.п. нет какой? (-ой, -ей)                  молодой           синей  Д.п. даю какой? (-ой, -ей)                 молодой           синей  В.п. вижу какую? (-ую, -юю)           молодую           синюю   Т.п. творю какой? (-ой, -ей)            молодой            синей  П.п. думаю о какой? (-ой, -ей)        о молодой        о синей 1. Просклоняйте имена прилагательные женского рода. Впишите окончания вопросов и прилагательных. Им.п. есть какая? (-ая, -яя)                 зелёная       весенняя  Р.п. нет как? (-…, -…)                           зелён…        весенн… Д.п. даю как? (, —)                         зелён…        весенн… В.п. вижу как? (, —, —)                зелён…        весенн… Т.п. творю как(-, —)                     зелён…        весенн… П.п. думаю о как? (, —)                зелён…        весенн… 2. Допишите окончания и укажите падеж имён прилагательных.

У свежей рыбы (р.п.), в син…й костюм (… п.), в син…й майке (… п.), с син…й лентой(… п.), к син…й тетради(… п.), летн…й дом (… п.), в летн…й даче(… п.), летн…й порой(… п.), у летн…й беседки(… п.), соседн…й дом(… п.), у соседн…й речки(… п.), в соседн…й деревне(… п.), к соседн…й дому(… п.), зимн…й день (… п.), зимн…й порой (… п.), о зимн…й ёлке(… п.), к зимн…й шапке (… п.),у зимн…й сторожки(… п.).

Вставьте пропущенные буквы и укажите склонение имён существительных.

Оборона (1 скл), …г…род (…скл.), гор…д(…скл.), в…р…бей(…скл.), к…рова(…скл.), д…рога(…скл.), р…й…н(…скл.), ур…жай(…скл.), …вёс(…скл.), …вца (…скл.),…гонь(…скл.), …гурец(…скл.).

4. Укажите, к какой части речи относятся слова. Боль (сущ.), больной (…), болеть(…); свет(…), светлый(…), светлеть(…); чистый(…), чистить(…), чистота(…). 5. Найдите 8 ошибок.

Солнце

Выплыло из-за леса солнце. Повиселела лесная поляна. Капельки расы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке. Но вот набижала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столп пыли полетел к озеру. От реского ветра с деревьев посыпались сухие сучя. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. С холмов потекли ручи. Удары грома оглушили всю месность. Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце.

Занятие 42

Окончания имён прилагательных проверяйте по окончаниям вопросов к ним. Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются. Падеж имён прилагательных во множественном числе определяется по падежу связанных с ними имён существительных.

Запомните связь между окончаниями имён прилагательных во множественном числе и окончаниями вопросов к ним. Им.п. есть какие? (-ие, -ые)                синие           молодые   Р.п. нет каких? (-их, -ых)                      синих          молодых   Д.п. даю каким? (-им, -ым)                  синим         молодым   В.п. вижу какие? (-ие, — ые)                   синие          молодые    Т.п. творю какими? (-ими, -ыми)     синими     молодыми   П.п. думаю о каких? (-их, -ых)            о синих      о молодых 1. Просклоняйте имена прилагательные во множественном числе. Допишите окончания. Им.п. есть какие? (-ие, -ые)                 русские      прекрасные   Р.п. нет как? (-…, -…)                           русск…       прекрасн… Д.п. даю как? (, —)                         русск…        прекрасн… В.п. вижу как? (, —, —)               русск…       прекрасн… Т.п. творю как(-, —)                     русск…       прекрасн… П.п. думаю о как? (, —)                русск…       прекрасн… 2. Просклоняйте словосочетания. Им.п.     дальняя     долина      синее       море Р.п.         дальн…      долин…     син…       мор… Д.п.        дальн…     долин…      син…       мор… В.п.         дальн…    долин…      син…        мор… Т.п.        дальн…     долин…      син…        мор… П.п. (о) дальн…    долин…      син…        мор… 3. От имён существительных образуйте имена прилагательные. Осень -осеняя — осеннее — осенний — осенние; весна — весенн… — весенн… — весенн… — весенн…; зима — зимн… — зимн… — зимн… — зимн… . Укажите падеж и склонение имён существительных. Вставьте окончания.

В тетради (3-скл., п.п.), в тетрадк… (… скл., … п.), на кроват… (… скл., … п.), на кроватк…(… скл., … п.), к ноч…(… скл., … п.), о ночк… (… скл., … п.),на ёлк…(… скл., … п.), на ел…(… скл., … п.), на лошад…(… скл., … п.), на лошадк…(… скл., … п.), к мыш… (… скл., … п.), к мышк…(… скл., … п.).

5. Найдите 1 пунктуационную ошибку и 7 орфографических ошибок

Ежи

У нас подкрыльцом жывут ежи. По вечерам вся семя выходит гулять. Взрослые ежи роют землю маленькими лапами. Они достают карешки и едят. Маленькие ежата в это время играют резвятся. Однажды к старому ежу подбежала сабака. Ёж свернулся в клубок и замер. Собака осторожно покатила ежа к пруду. Ёж плюхнулся вводу и поплыл. Я прогнал собаку. На следующую весну остался под крыльцом один старый ёжик. Куда девались остальные? Они переселились в другое место. Старый ёж незахотел покинуть мой дом.

Занятие 43

Местоимения — это слова, которые указывают на предметы, но не называют их: тот, эти, кто, никто, мой, твой и т.д.

Личные местоимения — это местоимения, которые указывают на лица:

  • местоимения 1-го лицая, мы;
  • местоимения 2-го лицаты, вы;
  • местоимения 3-го лица — он, она, оно, они.

Изменяются по родам личные местоимения 3-го лица единственного числа: он, она, оно.


1. Укажите местоимения.

  1. Завтра я зайду к тебе, а сегодня ты приходи к нам. 
  2. Берёзу любят все. Её сажают около домов, о ней поют песни.
  3. Охотнику нужна собака, он берёт её на охоту. Без неё трудно найти добычу.
  4. Мы подходили к опушке. Вдруг из-под моих ног вспорхнула птица. Этого никто не ожидал.

2. Укажите склонение имён существительных. Допишите, где нужно, мягкий знак.

Печь (3 скл.), мыш…(… скл.), вещ…(… скл.), реч…(… скл.), врач…(… скл.), скрипач…(… скл.), дич…(… скл.), глуш…(… скл.), камыш…(… скл.), доч…(… скл.), ноч…(… скл.), молодёж…(… скл.), доч…(… скл.), ноч…(… скл.), молодёж…(… скл.), помощ…(… скл.), рож…(… скл.), дрож…(… скл.), плач… (… скл.), меч…(… скл.), мяч…(… скл.), нож…(… скл.), плащ…(… скл.), тиш…(… скл.) .

3.  Поставьте имена существительные в единственное число.

Плащи — плащ, ключи — …., здания — …, пастбища — …, вещи — …., растения — … .

4. Поставьте вопросы и укажите падеж имён существительных.

Городская (что?) площадь (им.п.) весело шумела. Мать любит свою (…?) дочь (… п.). (…?)Дочь(… п.) любит свою мать. Весной в саду цветёт (…?) сирень(… п.). В саду Коля посадил (…?)сирень(… п.). Костя купил новую (…?) тетрадь(… п.). (…?)Тетрадь(… п.) лежит в портфеле.

5. Найдите 5 орфографических ошибок 1 пунктуационную ошибку.

Летнее утро

Я стою возле цветущего клеверного поля. Разноцветный ковёр его переливается меняет окраску. В самой дали сияет ослепительным блеском залотая кайма.
Взлетел жаворонок. Серый комочек в первых лучах солнца стал золотым. Яркие искры заиграли в каплях росы на цветах.
Что за чудесные звуки разлились поземле? Это подлители пчёлы. Они зажужали над чашей цветов. Проснулся кузнечик. Понеслась и его скрипучая музыка. Теперь всё поле поёт.
Все рады тёплому летнему утру. Радосно и мне.

Занятие 44

Предлоги с местоимениями пишутся отдельно: ко мне, в тот дом, к этому времени.

После предлога в начале личных местоимений пишется буква н: ему, но подошёл к нему.

1. Подчеркните местоимения.

Рассказ пчеловода

В семье моей все привыкли к пчёлам, только младшая дочь моя боялась их. Вот как я вылечил её от этого страха. Когда я увидел, что новый рой сел на ветку, я взял матку пчелы в руки, заставил дочь надеть перчатки, набросил на её голову тюлевую косынку и отдал ей матку. Пчёлы окружили дочь. Они чудесною кистью повисли у неё на руке. Мне принесли новый улей. Я поставил его, слегка ударил дочь по руке, рой отпал от неё и благополучно поселился в своём новом жилище.

2. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

Перед ним рос дуб. …им хватало места. К …ей подбежала подружка и сказала …ей радостную новость. У …его было много друзей, которые любили …его. …её комната была просторной, а дверь из …её выходила в большой коридор. Мы долго не виделись с …ими, а встретились — и были …ими обласканы.

3. Допишите окончания вопросов и прилагательных.

(Каким?) Зимним вечером. С (как….?) лыжн…… прогулки. Из (…..?) берёзов… рощи. В (…..?) соседн….. деревню. К (….?) небольш…… речушке. С (….?) крут…….. подъёма. На (…..?) свеж…… воздухе.

4. Согласуйте имена существительные и глаголы.

Кошка сидела на окошке. Одеял… лежал… на кровати. Зерн… упал… на землю. Книг… упал… со стола. Мыл… хорошо намылил… руки. Девочк… намылил… куклу. Пояснени… внесл… ясность. Кухарк… внесл… поднос. Лет… кончил…сь. Вод… в графине кончил…сь. Солнц… поднял…сь. Спортсменк… поднял…сь на пьедестал. Окн… открыл…сь. Школа открыл…сь.

5. Поставьте имена существительные во множественное число.

Для дома отдыха были куплены одеяла и полотенца. Наши озр… богаты рыбой. Болот… дают сырость. Для зрител… отведены удобные места. С ними произошло много приключен…… . На Чёрном море много удобных гаван…… . Крот роет норы со многими ход…… и выход…… .

6. Найдите 5 орфографических ошибок и 1 пунктуационную ошибку.

Сад

Наш дом стоял в прекрасном саду. На клумбе росли чудестные цветы. Это были колокольчики. Они весело звенели ответерка. Вдоль дорожки росли ромашки. Мохнатый шмель подлетал кним и громко жужал.
Сад тинулся далеко. За садом начинался лес. Этот лес подходил к самой речке. В густых кустах жил соловей. Каждый вечер он пел свою чудесную песню. Люди слушали соловья, и улыбались. В этой песне было много тепла и радости

 

 Занятие 45

Учимся ставить знаки препинания

1. В предложениях из русских народных сказок поставьте необходимые запятые. Укажите причину их постановки: однородные члены предложения обведите овалом, а союзы а, но, да (в значении но), и слова что, чтобы, потому что, если, где, когда, который, кроме, хотя, куда подчеркните.

  • Накормил, напоил, спать уложил, а сам надел сапоги-скороходы да шапку-невидимку.
  • Со страхом своим совладела и виду что испугалась, не показала.
  • И подумала я что такому хозяину будет не жаль цветочка.
  • Только к следующему вечеру вышла она на поляну где стояла избушка.
  • Да будет над тобою моё благословение родительское потому что выручаешь ты своего отца от смерти лютой.
  • Царевна села на корабль а царевич поехал кружным путём.
  • И дала ему на дорогу щётку гребёнку да два моложавых яблочка.
  • Несёт меня лиса за тёмные леса в далёкие  страны в чужие земли.
  • Принёс волк барана шкуру ободрал и стоит в раздумье.
  • Доехал старик до бору своротил с дороги и поехал прямо по насту.
  • Прилетит кораблик опустится на воду и тотчас поплывёт с поднятыми парусами.

2. Поставьте пропущенные запятые. Укажите причину их постановки.

  • Видит она, что старик уснул.
  • Рассказал он что у него было в мыслях.
  • Ничего ему не оставили кроме старого кота.
  • Ведь я знаю что царевич поехал свататься.
  • Старичок хотя и слепой а дорогу показывает.
  • Рассказал купец всё что с ним приключилося.
  • Не хотел рассказать ему что во сне привиделось.
  • Народу собралось столько что хоть по головам ступай!
  • Однажды привиделось что батюшка её нездоров лежит.
  • Все во дворце спят кроме солдата который на часах стоит.
  • Побежала она на пригорок где рос её любимый цветочек аленький, и видит она что лежит на пригорке чудо морское.
  • Стали уговаривать сёстры старшие чтоб не возвращалась она.
  • Стала она заверять что ровно за час до трёх дней и трёх ночей воротится во палаты.
  • Исполню я твоё желание хотя знаю что погублю моё счастье.
  • Жил-был дятел на дубу свил себе гнёздышко снёс три яичка и высидел три детёнка.
  • Он оглянулся кругом и видит что со всех сторон из-под каждого дерева из земли лезет к нему сила нечистая.

 

 


2 комментария  
  • ravshan writes:
    октября 27, 201512:22at

    прилетит (…) кораблик (…п.), опустится на (…) воду (… п.) и тотчас поплывет с поднятыми (…) парусами (… п.).

  • анатолий writes:
    октября 2, 201720:43at

    хочу русский язык повторить для себя


Оставить отзыв

XHTML: You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Панель
»
S
I
D
E
B
A
R
«
»    »  Создание:Простой-сайт