Адаптация является естественным состоянием человека, которое проявляется в приспособлении, то есть, привыкании к новым жизненным условия, социальным контактам, деятельности и социальным ролям. Значение данного периода вхождения в новые и непривычные для первоклассников жизненные условия очень велико.
Ведь от благополучия протекания этого периода зависит успешность овладения знаниями, комфортность пребывания среди учеников, здоровье ребенка, а также его отношение к окружению в целом. Вот почему, к примеру, обучение в Канаде осуществляется по специальной адаптационной программе.
Целью учителей в данном случае является создание психолого-педагогических условий, которые оптимально обеспечат благоприятное течение адаптации маленьких учеников к школьному обучению.
Главными показателями благоприятной адаптации ребенка являются: овладение навыками учебы, установление контакта с преподавателем и учащимися, сохранение социального и физического здоровья, а также развитие психического состояния детей и формирование их адекватного поведения.
Индикатором трудности адаптационного процесса к школе являются нежелательные, негативные и резкие изменения в поведении малыша: это может быть повышенное возбуждение, чрезмерная агрессивность либо, наоборот, депрессивность и заторможенность. Может также возникнуть чувство страха или нежелание посещать школу.
При неблагоприятном течении адаптационного периода у детей падает масса тела, замедляется рост. В этот период острая заболеваемость первоклассников может вдвое превышать такие показатели старших школьников.