Warning: Parameter 2 to wp_hide_post_Public::query_posts_join() expected to be a reference, value given in /home/users/k/kalashnikoff/domains/klass39.ru/wp-includes/class-wp-hook.php on line 288
Проектная деятельность в начальной школе как способ достижения современного образовательного результата | Класс39

   
Панель
»
S
I
D
E
B
A
R
«
Проектная деятельность в начальной школе как способ достижения современного образовательного результата
27 февраля 2013 Елена Владимировна

Выдающийся польский педагог Януш К`орчак в своей книге писал, что никто не знает, когда школьник получает больше – глядя на доску или в окно. Что полезнее, важнее для него в тот миг – логический мир на школьной доске или мир за стёклами?…

Найти ответ на данный вопрос у классиков педагогики очень сложно. Ведь общество существенно изменилось. Изменился и сам ребенок  —  его интересы, личностные ориентации, структура умственной деятельности. Этот процесс закономерен и во многом объясним ростом информационного потока и ускорением ритма жизни.

Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и умение. Но мы редко сталкиваемся с жизненными задачами, аналогичным предметным. Напротив, чаще всего в жизни задачи требуют универсальных умений. Федеральный  государственный образовательный стандарт наряду с личностным развитием ориентирует нас на формирование метапредметных умений.

Современному обществу нужен человек, который умеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. Поэтому система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, мобильность, динамизм и конструктивность. Он должен обладать стремлением к самообразованию, владеть новыми технологиями, быть коммуникабельным, креативным, гибким в меняющихся жизненных ситуациях…

Приоритетом в образовании становится  переориентация  на  деятельностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и компетенциями.

(Компетентность – готовность и способность человека действовать в какой-либо области.)

 Деятельностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение действовать и решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Роль учителя состоит не в том, чтобы как можно понятнее и красочнее сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором процесса познания и  самопознания. Ведь только в ходе собственной деятельности ребёнок будет развиваться. Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить человека действовать можно только в процессе деятельности.

Каким образом можно достичь современного образовательного результата?

Понимаю, что решение этой задачи возможно лишь при условии использования современных образовательных технологий: информационно – коммуникативные, технология развития критического мышления, технология уровневой дифференциации. В том числе  – проектная технология.

(«Проект» из латинского языка «брошенный вперёд».

Проект – замысел, план.

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся, завершающихся созданием творческого продукта).

В основу проектной технологии положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Проектная деятельность способна развивать у ученика важнейшие компетенции, которые делятся на группы универсальных умений…

  1. Организационные или регулятивные универсальные учебные действия — формулировать цель, составлять план, реализовать его и оценивать результат;
  2. Интеллектуальные или познавательные универсальные учебные знания – ориентироваться в системе знаний, отбирать, перерабатывать информацию;
  3. Оценочные или личностные результаты – оценивать ситуации и поступки с разных точек зрения, объяснять свою позицию;
  4. Коммуникативные или регулятивные универсальные учебные действия – донести свою позицию до других, работать в команде, согласуя со всеми свои интересы ради совместной деятельности.

Проектная деятельность, как правило, имеет личностно значимую для учащегося цель, сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, автор проекта определяет  свои стратегию и тактику, распределяет время,  привлекает необходимые ресурсы: информационные, интеллектуальные, коммуникативные, материальные.


Проектная деятельность позволяет организовать учащихся с опорой на личный опыт и одновременно развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность. В процессе взаимодействия с другими участниками проекта формируются социальные навыки, приобретается опыт исследовательской деятельности, развивается креативное  мышления.

 Проектная деятельность имеет два аспекта:

для ученика – это возможность   творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;

для учителя – это важное дидактическое средство развития ребёнка.

На начальном этапе обучения в школе следует говорить  о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в основном и среднем  звене.

Проектные задачи можно классифицировать по содержанию:

 1.Практико – ориентированная проектная задача нацелена на социальные интересы участников проекта. Продукт может быть использован в жизни класса, школы, города.

2.Исследовательская проектная задача.включает обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: наблюдение, лабораторный эксперимент.

3.Информационная проектная задача направлена на сбор информации о каком-то объекте или явлении с целью анализа, сравнения, обобщения. Продуктом проекта является публикация в СМИ, в том числе в Интернете.

4.Творческтная задача предполагает свободный и нетрадиционный подход. Это могут быть театрализации, произведения искусства, видеофильмы и другие.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании технологии проектных задач в начальных классах эффективна следующая последовательность их модификаций: по продолжительности  от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, по составу участников от личных проектов к групповым и общеклассным.

 Стадии работы над проектом — это — это «пять П»:

  • Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.
  • Шестое «П» проекта — его Портфолио, — папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

Девизом проектной деятельности в начальной школе могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Готхольд Эфраим  Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». 

Проектная деятельность в начальной школе


Оставить отзыв

XHTML: You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Панель
»
S
I
D
E
B
A
R
«
»    »  Создание:Простой-сайт