Панель
»
S
I
D
E
B
A
R
«
Обучение грамоте «Звуки. Гласные и согласные звуки»
13 сентября 2015 Елена Владимировна

prewИнтернет — урок по обучению грамоте, 1 класс. Урок «Звуки. Гласные и согласные звуки» (материал рассчитан на неско лько уроков)

У нас есть глаза и уши, для чего они нам нужны? Верно, глаза, — чтобы видеть, уши, — чтобы слышать.

Посмотри, что ты видишь?….

440890_original

А теперь представь себе, что ты оказался на этой улице…  Что бы  ты услышал? …

Вокруг нас можно услышать разные звуки.

Закрой глаза. Ты ничего не видишь, зато всё слышно. Что ты слышишь? (За дверью кто-то шумит; с улицы слышно, как проехала машина; зазвенел телефон… и так далее.)

Звуки – это то, что мы слышим и можем произносить. Звуки издают животные, птицы, природа, транспорт. И мы можем издавать звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами.

Поиграем в игру «Угадай звук».

Звуки бывают неречевые и речевые. Все звуки о каких мы говорили — это неречевые звуки…

Заглянем в квартиру и к маме на кухню… Какие неречевые звуки ты услышал бы?….

4d47486b8b0

25dfd04846f

Неречевые звуки— это звуки природы, звуки окружающего мира.

Речевые звуки произносит только человек, когда разговаривает. Это звуки нашей речи.

Давным-давно, в старину, люди говорили многие слова по-другому, не так, как мы сейчас говорим. Например, мы говорим рука, а в старину говорили длань, мы говорим глаза, а раньше говорили очи, губы – уста, палец – перст, голос- глас.

Тогда, в старину, люди сочинили много сказок. И я расскажу сказку.

«В одном царстве жили — были очень интересные жители.

fair

У этих жителей были волшебные шапки-невидимки. Когда жители надевали шапку — невидимку, их нельзя было видеть, можно было только слышать, они назывались ЗВУКИ. Когда они снимали шапки — невидимки и их видели и слышали, они назывались БУКВЫ.

Жили они дружно. Но как-то раз, у них был большой праздник, и на этом празднике был концерт. Когда они пели вместе, у них получались красивые песни. Но, когда начали выступать солисты (солист поёт один), не все смогли спеть. Одни красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось только шипение, или только свист, или кряхтение, рычание, хрюканье, а песни не было. Сначала получился большой скандал, все начали ссориться между собой, что некоторые портят песню. Потом решили примириться, потому что узнали, что петь умеют только те, у кого есть ГЛАС, голос. Их назвали ГЛАСНЫЕ.lass39_1

На значке кружок, как рот, который поёт.

А-О-У-Э-Ы-И — звуки гласные мои.

Их нетрудно перечесть.

Гласных звуков ровно шесть:

А-О-У-Э-Ы-И — звуки гласные мои.

Стали думать, как же назвать остальных, которые петь не умеют? Их спросили: «Вы согласны, что петь не умеете? » Те грустно ответили: «Да, согласные… » Так и решили их назвать — СОГЛАСНЫЕ. Они живут вместе С ГЛАСными СОГЛАСные. lass39_2

На значке чёрточка, как закрытый рот — преграда.

Чтобы жители сразу узнавали гласных, они решили жить в красном замке. А согласные строили себе другие замки.

13686775_82754-650x0

Гласные тянутся в песенке звонкой, могу заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка, но не желают сидеть и молчать.

А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.

Итак, при произношении гласных звуков воздух свободно проходит через рот, ничто нам не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные звуки можно произнести протяжно, пропеть.

Проведем исследование…

Давай споём 1 куплет песни «Антошка». А теперь послушай, как споёт эту песню звук А. (Поём эту песню, но вместо слов только звук А) :

Вот поёт эту песню звук О….. . А теперь покажи, как будет петь У, И, Ы, Э.

Давай пойдём в гости к согласным звукам. Попробуем послушать их, как они пытались петь. Например, К, Ш…

Дааа, не умеют согласные петь. Придумай слова, которые подходят к этим издаваемым звукам.

Б– бухтит; В– ворчит; Г– гогочет; Д– долбит; Ж – жужжит; З – звенит; К – кряхтит; Л– лопочет; М– мычит; Н– ноет; П– пыхтит; Р– рычит; С– свистит; Т– тарахтит; Ф– фыркает; Х– хрюкает; Ц–цекочет (как кузнечик); Ч– чухает (как поезд); Ш– шипит; Щ– щёлкает.

Обращаем внимание, что звук должен быть один, без помощников. Нельзя добавлять другие звуки, например: БЫ… МИ… Надо говорить только Б, М.

Задание 1. Посмотри на картинке, те предметы, которые начинаются на гласный звук, положи в красную коробку, согласные- в синюю.

5772_0bd4cb689d36665b88058dfeae91c287.jpg

Задание 2. 198814450

Задание 3. Назови первый звук в словах: кровать, лампа, люстра, квадрат, эхо. Назови последний звук в словах: лиса, тигр, телефон, мыло, иглы.

Задание 4. Какой звук есть во всех словах: рулет, море, ракета, рисунок, крыло, кресло? ([р]).

Задание 5. Что изображено на рисунках?

b7f4b18c6551a12b29c12be29d11518c

Иногда слова произносятся одинаково, имеют одни и те же звуки, а обозначают разные предметы. ed26e184f5ad03f2220cb71d377394c7


137329384122764317484768883_strannie_slova_3

Задание 6. Бывает и наоборот, один предмет, а имен несколько. Например, весёлый — смешной, актёр — артист.

Задание 7. Нарисуй схему слова «аист». Определи слоги.lass39_3

Ты заметил что в слове два гласных звука и два слога? И это не случайное совпадение.

Слогов столько, сколько гласных звуков!

А вот наш город звуков…. Посмотри, каких звуков больше?

566576870

 

Ударные и безударные гласные звуки 

Гласные звуки не всегда одинаково произносятся. Понаблюдай за словами: «АИСТ» и «АЛЬБАТРОС».

Спроси с удивлением: «Это Аист?». Да, это Аист!

SONY DSC

Это альбатрОс? Да. это альбатрОс!

southern-royal-albatross

Какой первый звук в первом слове? Какой первый звук во втором слове? … Верно, звук [а]. Но, одинаково ли он произносится?… Нет, в слове «аист», звук [а] произносится с силой, с ударением.

Слог, который произносится с ударением, называется ударным слогом, гласный с ударением — ударный гласный, а само усиление голоса — ударением.

Гласные звуки без ударения называются…. безударными.

Ударение очень важно. Что нарисовано на рисунках?

1121695-a8adf6eafb390a97

Здесь и зАмок и замОк. Иногда смысл слова, его значение, зависит только от ударения.

Чтобы определить ударение, можно спросить с удивлением про это слово, например, «Это ЗАмок?», «Это лисА?». ИЛИ растянуть слово, как жвачку… Заааамок, лисаааа,

Задание 8. Назови ударный гласный. Чтобы найти ударный слог, гласный, «с удивлением спроси» или растяни слово: школа, рисунок, мама, карта, улица, девочка, цветок.

Задание 9. Расскажи о слове всё, что ты знаешь, проведи звуковой анализ слова…

План фонетического анализа слова:

1. Скажи слово. Если надо, уточни значение слова.

2. Проговори слово так, как кричат на стадионе, и узнай количество слогов, обозначь дугами.

3. Растяни слово. Узнай и отметь ударный слог.

4. Произнеси слово, выделяя первый звук; дай характеристику и обозначь. Потом второй, третий и т.д.

5. «Прочитай» по схеме и проверь, получилось ли слово».

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Знакомься… это гномы Том и Тима…

buona-notte-cappellini

Какой 1 звук ты слышишь в имени Том [т]? Этот согласный звук твердый. Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

Какой 1 звук ты слышишь в имени Тима? [т`] А это мягкий согласный звук. И сама Тима такая же мягкая, как первый звук в её имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тима – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.

Сравни слова на рисунках…

klass39_z

Назови первый звук в словах: бант и бинт. Что ты заметил?….

Согласные звуки в русском языке бывают твёрдыми и мягкими!

Звук [б] в слове «бант» — твёрдый, а  в слове «бинт» [б`] — мягкий согласный звук.

Твёрдый согласный звук мы будем обозначать так:lass39_2

А мягкий согласный звук так, словно добавляем еще один матрасик.

lass39_5

Понаблюдай за первыми звуками в словах:

  • РУКА — РЕКА
  • ДОКТОР — ДИРЕКТОР
  • ЛЕС — ЛОСЬ
  • МАСЛО  — МЯСО

Задание 10. Определи первый звук в словах и дай характеристику этому звуку (какой он): корова, липа, береза, ворона, собака, рябина, черемуха, кедр, комар, лиственница.

Задание 11. «Превращение”. Замени слоги с твердым согласным слогами с парным ему мягким согласным и наоборот.

/ва – .., ту – …, ры – …, ни – …, ме – .., ле – … /

А вы знаете, что…

Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].

Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Звонкие и глухие согласные звуки

Ты знаешь, что звуки, которые нас окружают бывают тихие и громкие. Например, звук мотора самолёта и шелест листвы. Эти звуки разные по силе звука, согласен?

Оказывается речевые звуки, согласные звуки тоже бывают звонкие и глухие….

Послушай стихотворения и найди слова, которые различаются одним звуком:

На улице был жаркий день. Все прятались от солнца в тень.

Шумел от ветра спелый колос, как будто поле пело в голос.

Мы потолок белили, а дрова пилили.

… Один звук способен изменить значение слова! Вот почему надо стараться говорить ясно и чётко.

Как определить? Положи руку к горлу и произнеси звук. Если голосовые связки вибрируют, то это звонкий звук. Если нет, то глухой.  Проверь — произнеси звуки [б], [п], [м], [х]. Получилось заметить?

Звонкость или глухость можно определить по-другому. Закрой уши ладошками и произнеси согласный звук.  Услышал голос или шум? Если слышно голос, то звук – звонкий, если шум – глухой.

Задание «Превращение звука». Преврати звонкий звук в глухой:

Дочка — (точка), жар — (шар), бочка — (почка), горка — (корка), коза — (коса), дрова — (трава), гости — (кости), год — (кот).

 

img3

 

 

 

 

 

 

 

 

064.762

460326215000987003

09f4ecb987_5882015_7129245

fonetika

 

Разучивание скороговорки… 

Мышь в углу прогрызла норку, тащит в норку хлеба корку. Но не лезет корка в норку, велика для корки норка.

Обратите внимание на Интернет-урок по русскому языку «Звуки и буквы» для 2 класса для закрепления знаний

       


8 комментариев  
  • Людмила writes:
    октября 18, 201610:38at

    Ваш сайт прекрасная находка для учителей и родителей, у которых дети пойдут в школу или учатся в начальной школе. С первых минут гостевого пребывания на вашем сайте испытываешь только восторг и восхищение. Очень рада, что смогу сделать свои уроки увлекательнее и интереснее.

    • Елена Владимировна writes:
      октября 18, 201618:44at

      Спасибо, Людмила! такие приятные отзывы меня вдохновляют «творить» дальше

  • Аноним writes:
    сентября 10, 201719:55at

    ок

  • анна writes:
    сентября 15, 201715:47at

    Очень полезная презентация.Спасибо

  • Наталья writes:
    сентября 12, 201817:35at

    Очень полезная информация.Спасибо

  • Елизавета writes:
    сентября 15, 201817:11at

    Материал классный.Изложен доступно для детей и в интересной форме.

  • Светлана writes:
    сентября 18, 201802:48at

    Спасибо! Очень понравилось!

    • Елена Владимировна writes:
      сентября 18, 201808:28at

      Спасибо за отзыв!


Оставить отзыв

XHTML: You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Панель
»
S
I
D
E
B
A
R
«
»    »  Создание:Простой-сайт